Азанде. Тайна за семью печатями

В непроходимых джунглях Судана и Конго проживает удивительная народность, чей язык, быт, традиции и верования остаются неизменными на протяжении вот уже многих столетий. Азанде — так называют себя представители этой народности.

Загадочная мангу

Когда в XIX веке английские колонизаторы появились в северо-восточной Африке, они были поражены первобытным укладом жизни этого народа, упорно не желавшего приобщаться к благам европейской цивилизации. Особое удивление у новых властей вызывал протест азанде против жизни общинами. Попытки англичан собирать дикарей в единые поселения привели к тому, что азанде бежали в соседнее Бельгийское Конго. Лишь много десятилетий спустя стала ясна причина столь необычного поведения. Она заключалась в древней вере азанде в колдовство. Люди были убеждены: любой сосед может оказаться колдуном, и чем ближе он находится, тем больше вероятность того, что он способен причинить вред.

По мнению азанде, колдовство, или мангу, есть некая субстанция, носителем которой может быть как человек, так и животное. Мангу создают духи земли, а также души умерших колдунов. Магическая субстанция часто появляется в местах захоронений, брошенных жертвенников или на территориях, где совершались массовые убийства. Согласно легендам азанде, мангу представляет собой невидимый при дневном свете маленький волосатый шар с острыми, как иглы, зубами, способный вселяться в человека или животное, делая его колдуном. По одному из многочисленных поверий азанде, проникнув в человека, мангу прикрепляется к краю его печени и выглядит при этом черноватой опухолью или мешком, в котором иногда можно найти иглы, просо, семена тыквы или шерсть животных. Колдовская субстанция, поселившаяся в человеке, растет и развивается вместе со своим обладателем. Поэтому азанде считают, что старый колдун обладает более сильными магическими возможностями и насылает на окружающих порчу по поводу и без повода. Колдун-ребенок же не способен причинить серьезный вред взрослым. Однако для своих сверстников он может быть весьма опасен.

С поверьем о мангу связан весьма необычный варварский ритуал, бытовавший вплоть до середины XX века. Человека, обвиненного в колдовстве, убивали, а затем вспарывали ему живот. Если внутри трупа обнаруживалась колдовская субстанция — черный набухший мешок, то убитого хоронили вдали от человеческих поселений. В случае если обвиняемый оказывался «чист», его родственникам выплачивалась «компенсация» — дротиками, плугами или продуктами питания.

Кабан-людоед

Азанде знают множество признаков, по которым можно определить — колдун перед тобой или обычный человек. Например, у колдунов красные глаза, которые будто бы светятся ночью. Также если из тела умершего человека еще до похорон начинают вылезать личинки, то он колдун и его следует похоронить как можно дальше и скорее. Птица, которая, вместо того чтобы летать, вдруг начинает передвигаться по земле, также содержит в себе мангу. Колдовская субстанция может овладевать дикими животными. Так, английский исследователь народов северо-восточной Африки майор Ларкен оставил описания того, как в начале XX века жители нескольких племен азанде страдали от набегов свирепого дикого кабана. Это существо было повинно в смерти многих людей, однако попытки поймать животное не давали результата. Кабан проявлял почти человеческую смекалку и изворотливость. избегая ловушек. Старейшины племен азанде утверждали, что кабан одержим мангу. Отчаявшись расправиться с врагом своими силами, они обратились за помощью к одному из самых могущественных колдунов тех мест. Согласно свидетельствам майора Ларкена, уже на другой день воины азанде обнаружили на одной из тропинок труп свирепого кабана. На теле животного не было видно никаких внешних повреждений, и для Ларкена так и осталось загадкой, что же стало причиной его смерти.

Главная цель — убийство

По мнению людей азанде, главная цель любого колдуна — убийство человека. Эта цель придает колдуну сил, укрепляет магические способности и даже продлевает его собственную жизнь. Если же колдун по той или иной причине в течение долгого времени не может никого умертвить, он испытывает сильные душевные и физические страдания и зачастую умирает сам. Так, английский путешественник Э. Эванс-Причард в конце восьмидесятых годов XIX века был свидетелем того, как человек, признанный колдуном и виновный в смерти троих людей, по приказу вождя племени базугба был помещен в бамбуковую клетку. Лишенный возможности совершать свои злодейства, он на протяжении нескольких недель с пеной на губах метался по клетке, нанося себе увечья. Однажды утром стерегшие колдуна воины нашли его мертвым.

Для того чтобы умертвить человека, колдуну азанде бывает достаточно заполучить какую-либо вещь жертвы, волос или даже частицы пищи, оставшиеся на дне миски, из которой ел человек. Часто на охоту колдун выходит ночью. В то время, когда его телесная оболочка спит, душа колдуна покидает тело и направляется к жертве в виде светящейся точки, похожей на светлячка, только во много раз ярче. Долетев до спящей жертвы, светящийся сгусток проникает в него. С этого момента человек начинает чахнуть, силы покидают его и он вскоре умирает.

Смертельный арсенал

Арсенал магических приемов у колдунов азанде очень велик. Считается, что иногда колдун может внедрять в тело жертвы иглы или семена растений, которые причиняют несчастному страдания. Иногда для того чтобы убить человека, колдуны используют посредников — животных или детей. Так, если у ребенка азанде вначале прорезываются верхние зубы, считается, что младенец, находясь в утробе матери или будучи младенцем, был «испорчен» колдуном. Такие дети со временем приносят в семью большие несчастья. Люди азанде боятся куриц, которые вдруг начинают кричать по-петушиному. В этом случае, чтобы избежать несчастья, азанде сжигают курицу и пепел закапывают неподалеку от дороги.

Верным признаком -атаки колдуна» является предмет, найденный в пойманной рыбе. Так, бельгиец Пьер Гайер-Андерсон, живший в двадцатых-тридцатых годах прошлого века в Конго, описывает случай, когда один мужчина обнаружил в пасти пойманной им рыбы наконечник стрелы. Рыбак случайно уколол им палец. К вечеру у мужчины началась агония, а ночью он умер…

Наибольший ужас у племен азанде вызывают дикие коты, или адандара. Согласно местным поверьям, эти животные, обитающие в зарослях буша, -главные помощники колдунов. Даже их мяуканье способно приносить несчастье тем, кто его услышал. Считается, что эти коты могут околдовывать женщин азанде и вступать с ними в связь. Если после этого женщина ложится в постель к своему мужу, тот вскоре умирает.

Через девять месяцев женщина, забеременевшая от кота-колдуна, рожает котят. Если повивальная бабка оказывается колдуньей, она обмывает новорожденных особой настойкой и забирает их себе. Через сутки родившая котят женщина возвращается домой и сообщает родственникам, что ее ребенок умер…

В наши дни красочные и во многом непонятные европейцам ритуалы африканских племен воспринимаются как экзотика, способствующая привлечению туристов в этот самобытный регион. Однако истинный, в основе своей сакральный смысл обычаев многочисленных народностей Африки по-прежнему остается для цивилизованного человека тайной за семью печатями.

Источник: Журнал «Тайны ХХ века» № 10 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Обучающие пособия