Формирование ассортимента и производственной программы предприятия

Формирование ассортимента и производственной программы предприятия

Формированиеассортимента швейной продукции предприятия

Для предприятий швейной промышленности одним из основных вопросов в их деятельности является ассортиментная политика.

Достижение соответствия между предложением продукции и спросом на нее связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента.

Для швейного производства выпуск продукции должен характеризоваться оптимальным разнообразием ассортимента по определенным признакам с расчетом на конкретные группы потребителей. При этом можно определить, какое разнообразие изделий будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но сложно дать прогноз потребности в конкретных моделях на перспективу.

Формирование ассортимента – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с момента зарождения замысла о ее создании и кончая изъятием из производственной программы.

В качестве инструмента анализа жизненного цикла продукции швейного производства может быть использована шахматная таблица, в которой по строкам указываются важнейшие виды продукции предприятия, а по графам – их объемы, которые распределяются в соответствии со стадиями жизненного цикла продукции. Это позволяет своевременно вносить изменения в производственную программу предприятия и уточнять возможное изменение сбыта продукции.

На этапе внедрения создается рынок для новой продукции. Темп роста продаж зависит от новизны, качества, конкурентоспособности, цены продукции и других показателей, определяющих желание покупателей приобрести новую продукцию.

На этом этапе обычно возникают большие издержки производства, и доля прибыли получается незначительной или даже отрицательной. В зависимости от вида продукции и выбора потребительского рынка устанавливается цена на изделие. Предприятие может начинать продажу продукции как с высокой престижной, так и с низкой массовой цены продукции. Продвижение продукции на рынок должно быть хотя бы с небольшими рекламными издержками.

На стадии роста расширяется сбыт продукции и возрастает прибыль от ее реализации. Осуществляется разработка серии моделей данного вида продукции и устанавливается планируемый диапазон цен, используется массовая реклама.

На этапе зрелости сохраняются отличительные преимущества швейных изделий определенного вида, и стабилизируется объем продаж. В конце этой стадии происходит насыщение рынка данной продукцией. Это приводит к возрастанию конкуренции, снижению спроса и, в конечном итоге, к сокращению величины прибыли. Поскольку на рынке имеется полная ассортиментная группа продукции с разным уровнем цен, продвижение ее на рынок усложняется.

На этапе спада снижается количество продаж продукции и величина прибыли. Это приводит к сокращению объема производства данной продукции, а затем к прекращению ее выпуска.

Планирование и управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга. 

Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных при планировании ассортимента. Как известно, конкурентоспособность изделий тесно связана с ассортиментной политикой предприятия. В связи с этим необходимо проведение исследований потребительских и экономических свойств швейных изделий для выявления наиболее оптимального ассортимента.

Конкурентоспособность швейных изделий может быть определена по результатам социологических опросов потребителей (экспертов) путем построения матрицы «Баланса выживания».

В анкету для опроса могут быть включены две группы показателей, каждая из которых может быть расширена:

-             экономические (спрос, ресурсообеспечение, прибыльность изделия);

-             потребительские (цена приобретения, соответствие моде, товарный вид изделия, упаковка).

Полученная структура ассортимента учитывается при формировании производственной программы швейного предприятия.

Формирование ассортиментной политики может быть осуществлено также с использованием портфельных моделей, к числу которых относится матрица «Бостонской консультационной группы».

Матрица позволяет классифицировать каждое из производств по доле на рынке и темпам роста на рынке.

Используя матрицу, предприятие может определить:

-            во-первых, производство, какого вида продукции играет ведущую роль по сравнению с конкурентами;

-            во-вторых, какова динамика их рынков (развиваются они, стабилизируются или сокращаются).

В основе матрицы лежит предположение, что, чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль.

При создании ассортиментного портфеля предприятию следует провести маркетинговые исследования и разработать маркетинговый план.

Ассортиментный портфель швейного предприятия позволяет сформировать оптимальную структуру ассортимента.

 

1.2.2 План производстваи реализации продукции

Товарная стратегия швейного предприятия предполагает обеспечение преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности продукции, нахождению оптимальных ниш на рынках (сегментов).

Товарная стратегия направлена на создание на предприятии условий, обеспечивающих систему конструирования, моделирования, дизайна, организации производства и труда, механизма стимулирования и другие меры, которые позволяют производить продукцию, ориентированную на конкретного потенциального покупателя.

Рыночные возможности швейных предприятий предопределяются правильной товарной политикой, которая позволяет определять темпы обновления продукции с учетом стадий ее жизненного цикла и поведения конкурентов.

Важное значение для предприятия имеет успешное решение проблемы формирования ассортимента и управления им.

Формированию ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая позволяет определить возможности оптимального производства предполагаемого ассортимента продукции. Цель ассортиментной концепции – выпуск продукции наиболее полно удовлетворяющей постоянно меняющийся спрос потребителей.

По укрупненным группам ассортимента с помощью одной из портфельных моделей следует оценить ассортиментный портфель предприятия и сделать вывод о жизненном цикле каждого вида продукции.

Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с момента художественного замысла о его создании и кончая изъятием из производственной программы.

Типичный цикл разработки новых моделей швейных изделий

Если возникает необходимость создания новых или усовершенствования существующих моделей с целью расширения ассортимента, на основе исследований рынка определяется предварительная калькуляция издержек производства. На основе калькуляции устанавливается экономическая целесообразность обновления ассортимента продукции.

Деятельность швейного предприятия осуществляется на основе разработанного плана производства (производственной программы).

Производственная программа – система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей населения.

Расчет производственной программы швейного предприятия осуществляется с учетом спроса на изделия, специализации предприятия, трудоемкости продукции и мощности швейных потоков (см. лекция).

На основе принятой стратегии развития швейного производства с учетом внешних и внутренних производственных факторов, влияющих на производственную программу, определяется объем выпуска и ассортимент продукции.

Производственную программу разрабатывают в виде системы показателей в натуральном (штуках, единицах), стоимостном (денежном) и трудовом (нормо-часы) выражениях.

Планирование выпуска швейной продукции в натуральном выражении ведут для швейных цехов, для каждого потока.

Для расчета проектируемого выпуска швейных изделий в натуральном выражении используются следующие исходные данные:

-             затраты времени на i изделие (средневзвешенная технологическая трудоемкость) Т изд iср, ч;

-             численность рабочих в потоке Nр, чел.;

-             режим работы потока Ксм,число  смен;

-             продолжительность смены Тсм , ч;

-             число рабочих дней изготовления продукции Д раб,

-             количество видов изделий j.

Выпуск изделий в смену рассчитыва­ется по формуле:

Выпуск изделий за время изготовления Qi  определяется следующим образом:

Годовой объем производства швейных изделий в целом по предприятию Qгодопределяется суммированием выпуска изделий по потокам по каждому виду изделий:

На действующих швейных предприятиях наряду с объемом производства в натуральном выражении определяется объем производства продукции в денежном выражении (в себестоимости, оптовых ценах) и в трудовом выражении (в нормо-часах), т.е. учитываются затраты времени на изготовление изделий.

Производственная программа предприятия

 

Цех, поток, вид изделия

Выпуск , %

трудоемкость, чел. – ч.

количество рабочих в потоке, чел.

Выпуск в смену, ед.

Оптовая цена, руб.

Выпуск продукции

в натуральном выражении, ед.

в нормо-часах, тыс. чел.- ч.

В оптовых ценах, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цех1. Поток 1. Платье женское из шерстяной ткани

Модель 1

40

0,95

 

 

 

 

 

 

Модель 2

60

1,15

 

 

 

 

 

 

Всего по потоку

100

1,075

56

 

 

 

 

 

 

В швейном производстве одним из основных ограничений планируемого объема производства продукции служит его производственная мощность.

Производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материалов и капитала. Расчет производственной мощности швейного предприятия подробно изложен в учебниках.

Спрос на швейные изделия определяет объемы и сроки продажи продукции. Разработка плана реализации продукции является завершающим этапом составления производственной программы предприятия. В данном плане устанавливается объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основываясь на оценке достоинств производимой продукции, объеме и динамике спроса и их тенденций на рынке, определяется рынок сбыта продукции и объемы продаж в натуральном и стоимостном выражениях на каждый год из последующих трех лет.

Если предприятие уже производит продукцию, надо указать объем выпуска и объем продаж за последние два года. При оценке предполагаемого объема продаж указывается, где они в основном будут сосредоточены и каким образом обеспечены:

-            продажа новой продукции своим традиционным покупателям;

-            реализация на новых рынках;

-            вытеснение конкурентов, благодаря улучшенному качеству швейных изделий.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Обучающие пособия