Саржевое переплетение

q42

Это еще один распространенный способ переплетения. Его можно узнать по фактуре ткани. Наружная поверхность ткани имеет явно различимый мелкий рубчик, который образует диагональный узор по всей ткани. Обычно он идет слева направо снизу вверх. Угол наклона этого рубчика зависит от используемых нитей утка и основы. Так ткут подкладочные и плательные ткани из хлопка, льна, иногда из шелка. Часто его применяют для создания полушелковых тканей — основа ткани из шелка, уток из хлопка. Получается красивая матовая ткань с блестящим рубчиком. Широко распространены полушерстяные ткани — хлопчатобумажная основа и шерстяной уток.

В саржевых переплетениях нити основы и утка имеют меньше пересечений друг с другом, чем в полотняном переплетении. Нити основы и утка образуют удлиненные перекрытия, то есть они перекрывают более чем одну нить противоположной системы. Чем больше нитей имеется в перекрытии переплетения, тем меньше пересечений их друг с другом. Исходя из выбора материала и его плотности саржевыми переплетениями могут вырабатываться толстые, мягкие и эластичные ткани с хорошим застилом.

Типичными тканями саржевого переплетения являются, например, подкладочные ткани, обивочные ткани из шерстяной или хлопковой пряжи, грубое сукно и твил. Минимально возможное число ремизок для получения саржевого переплетения — три. Их верхний предел зависит лишь от используемого на ткацком станке ремизоподъемного механизма.

Саржевые переплетения делят на две группы:

 

    • Разносторонние — с разными лицевой и изнаночной сторонами ткани;

 

  • Равносторонние (двусторонние) — с одинаковыми обеими сторонами ткани.

Разносторонняя саржа. В разносторонней сарже нити основы или утка образуют на лицевой стороне длинные перекрытия, то есть нити основы или утка проходят более чем над одной нитью противоположной системы. Это дает основный эффект (нити основы становятся наиболее видимы) на одной стороне ткани и уточный эффект (наиболее видимы нити утка) на ее другой стороне. Лицевая и изнаночная стороны становятся противоположными друг другу. Отсюда и название «разносторонняя».

Саржевые переплетения часто называют по числу ремизок, которое требуется, и по эффекту, который имеют переплетения, например трехремизная уточная саржа (рис. а) или четырех ремизная основная саржа.

np-024

Заправочные рисунки: а — трехремизной уточной саржи, б — четырехремизной основной саржи

В трех— и четырехремизных саржах можно получить только одну саржевую полосу в пределах раппорта переплетения. Начиная с пяти ремизок, соединительные точки могут распределяться так, что в пределах раппорта переплетения будет несколько саржевых полос (многополосная саржа).

np-025

Равносторонняя саржа Равносторонняя саржа не имеет основного или уточного эффекта, так как она одинакова на обеих сторонах ткани, то есть в пределах раппорта нити утка и основы всегда перекрывают сверху и снизу одинаковое число нитей противиположной системы. Поэтому число нитей в раппорте переплетения и число ремизок для равностороннего саржевого переплетения может быть только четным.

np-026

Переплетения «батавия». Среди равносторонних саржевых переплетений имеются такие, которые называются «батавия». Общее для этих переплетений состоит в том, что нити утка и основы каждый раз проходят над и под одинаковым числом нитей противоположной системы в раппорте переплетения.

np-027

Ткани с саржевым переплетением в четыре нитки 2/2

Саржевое переплетение в четыре нитки 2/2 характеризуется раппортом в четыре нитки как в основе, так и в утке. Рубчики (которые могут иметь направление вправо вверх или влево вверх) возникают благодаря сдвигу перекрытия каждой очередной нити основы с одной нитью утка вверх. Для получения такого переплетения необходимы четыре ниченки, подвешенные на двух парах блочков и приводимые в движение четырьмя подножками, если такая ткань ткалась на станке с подножками, или четырьмя полуниченками, если ткань изготовлялась на вертикальном ткацком станке.

Новгородские шерстяные ткани, имеющие саржевое переплетение, можно разделить на несколько групп: а) «обычные» ткани, не имеющие каких-либо характерных признаков, буро-коричневого цвета, нередко появляющегося под действием почвенных кислот. По своему характеру эти ткани приближаются к «обычным» тканям, имеющим полотняное (рис. 15) переплетение; б) валяные ткани, среди которых встречаются крашеные; в) крашеные неваляные ткани; г) вариантом саржевого переплетения 2/2 является переплетение, основывающееся на том же принципе, но с ломаным рубчиком — так называемая елочка (рис. 16).

Кроме этих типов тканей, имеется еще несколько других, в основе которых также лежит саржевое переплетение в четыре нитки 2/2, но такие ткани встречаются редко.

Приводимая ниже табл. 6 иллюстрирует связь различных типов тканей, в основе которых лежит саржевое переплетение в четыре нитки, с качеством тканей и способом скручивания пряжи основы и утка.

ris15_small

Типы тканей Сорт
IV ш п I
«Обычные» 27 20 42 1 12 5 4
«В елочку» 2 1 2
Свалянные 2 2 2
Крашеные не валяные 1
Направление скручивания ZZ ZS др. ZZ ZS др. ZZ ZS ZZ ZS

Двух ажурных тканей и ткани «крестики» в таблице нет. Эта таблица включает около 130 экземпляров тканей, широко распространенных в Новгороде.

Здесь мы видим в общем ту же картину, что и для тканей полотняного переплетения. Саржевое переплетение 2/2 отмечается, как правило, в тканях обычных и толстых. В большинстве случаев (сорта четвертый, второй и первый) основа и уток скручены в одну сторону. Количество тканей с разнонаправленным скручиванием особенно велико в третьем сорте и уменьшается по мере улучшения сорта ткани, а у тканей первого сорта не отмечено вовсе. Большинство тканей с саржевым переплетением в четыре нитки не имеет следов окраски или сваливания. Только три ткани окрашены в красный цвет и две сваляны.

Из таблицы видно, что характерной чертой этого вида тканей является их низкое качество. Это такие же простые «обычные» ткани, как и ткани с полотняным переплетением; по-видимому, и те, и другие были основным материалом, из которого изготавливались одежда широких слоев новгородского населения.

Надо предполагать, что эти ткани являются продукцией местного производства. В материалах новгородских раскопок обнаружено много импортных тканей высокого качества, и трудно предположить, чтобы Новгород импортировал ткани низких сортов.

Надо упоминуть, что в более древних ярусах встречаются ткани «обычные» того же переплетения, а также без следа валяния или крашения сорта второго и первого.

Ткани с саржевым переплетением «в елочку» в Новгороде встречаются редко: их обнаружено всего пять фрагментов — Н-55/10140, Н-57/4623, Н-58/2803, Н-58/2815, Н-58/2853; в трех последних уток и основа скручены одинаково.

ris16_small

Ткани «в елочку» часто встречаются в археологическом материале. Так, например, при раскопках в шведской Бирке ткани «в елочку» составляли 35% всех текстильных находок28. Подобное положение мы имеем в археологических материалах Волина (IX—XI вв.), где ткани «в елочку» составляют 32%29. В Новгороде же такие ткани составляют 1 % текстильных находок; в этом отношении Новгород близок к Гданьску эпохи раннего средневековья, где количество этих тканей не превышает 4%. Надо отметить, что ткани «в елочку» спорадически встречаются в слоях от 28 до 3 яруса.

Два экземпляра тканей, обнаруженные в 3 и 1 ярусах (Н-57/4682 и Н-58/2851), —редкий образец ажурных тканей, в основе которых лежит не полотняное, а саржевое переплетение 2/2. Автору этой статьи не приходилось встречаться с тканями такого типа в материалах русских раскопок. Аналогичные ткани имеются в археологических материалах Литовской ССР. О таких тканях упоминает в своей статье А. Э. Зарння30; но у латышских ажурных тканей саржевое переплетение в три нитки 2/1, тогда как соответствующие новгородские имеют саржевое переплетение в четыре нитки 2/2.

Эти ажурные ткани относятся к типу простых одинарных ажурных тканей с сеткой, образованной переплетением шерстяных и холщевых нитей, а не к двуслойным тканям.

Надо отметить, что ткани с саржевым переплетением в четыре нитки, образующие узор в клетку, повсеместно встречаются в Скандинавии и на памятниках, датируемых эпохой бронзы и позднее; они вытканы исключительно из шерстяного сырья.

Ткань Н-58/2864, ярус 28, также имеет саржевое переплетение. В новгородских текстильных материалах это единственный образец ткани, имеющей кромку в форме рубчика (рис. 17), вытканного округло. Такой тип кромки часто встречается в тканях с саржевым переплетением 2/2, простым или «в елочку». Кромки такого типа распространены на значительной территории, датировка их охватывает значительные отрезки времени. Округло вытканные кромки известны по датским археологическим находкам, датирующимся эпохой бронзы31. Они отмечаются в Гданьске в эпоху раннего средневековья (XI—XII вв.), где обнаружено три экземпляра таких тканей32. Аналогичные материалы найдены в Старой Ладоге (три ткани с округлыми кромками), причем все они происходят из самых глубоких горизонтов Е2 и ЕЗ; хранятся в ГЭ (Л 02504, Л 1268).
ris17 ris18

Ткани с округлыми кромками, встречающиеся в материалах раскопок, имеют большое значение, так как позволяют сделать некоторые выводы, касающиеся ткацкого станка. Наличие таких кромок указывает на то, что соответствующие ткани были изготовлены на вертикальном ткацком станке. Но к этому вопросу мы вернемся в той части нашего исследования, которую мы посвятили рассмотрению ткацких станков.

В заключение мы остановимся на трех фрагментах тканей, также имеющих саржевое переплетение.

Первая из этих тканей (Н-58/2809) —это простая ткань третьего сорта, уток и основа которой скручены одинаково — ZZ. От прочих тканей она отличается своим краем. Этот фрагмент представляет собой обрезок кромки ткани, оканчивающийся бахромой из нитей основы, которые как бы образуют петли (рис. 18). Ткань обнаружена в культурном слое, лежащем ниже 26 яруса.
ris19

Столь же интересен другой фрагмент — Н-54/4187, ярус 17/18 (рис. 19), также одиночный в этой группе тканей. Этот фрагмент представляет собой начало ткани, т.е. имеет так называемую третью кромку, вытканную на табличках, причем между двумя полосками ткани, вытканными на табличках, находится пасмо нитей, по-видимому с саржевым переплетением. Начальные кромки такого типа ппгроко известны по материалам раскопок в Дании и на Скандинавском полуострове33, а также спорадически встречаются в Гданьске34. Аналогичная техника выполнения третьей кромки обнаружена также на фрагментах из Старой Ладоги, курганов у Люцина и Нукшинского могильника.

Все три упомянутые ткани показывают, что они изготовлены на вертикальном станке.

Ткань Н-54/8, кв. 1088, ярус 8 (рис. 20) представляет собой изделие, в основе которого также лежит саржевое переплетение в четыре нитки. Эта ткань исключительно высокого качества изготовлена из специальной, очень тонкой шерстяной чесаной пряжи, средняя толщина которой составляет 0,2 мк, частота основы 38 нитей на 1 см, частота утка 36 нитей на 1 см, что выразительно свидетельствует о том, что эта ткань первого сорта. Ткань имеет крестообразное переплетение 2/2, образующееся последовательной сменой каждой третьей и четвертой шгги основы в очередных раппортах переплетения. В результате этого вместо обычной последовательности нити— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, характерной для саржевого переплетения, крестообразное переплетение имеет следующую последовательность нитей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 7 и т.д. Из известного нам археологического материала такое переплетение отмечается лишь в двух случаях — в средневековом Гданьске и Ополье35.

Тем не менее появление крестообразного переплетения надо связать с развитием техно-логни ткацкого дела. В настоящее время это переплетение часто употребляется для изготовления валяных тканей.

Для полной характеристики этой ткани следует обратить внимание и на то, что при анализе шерсти этой ткани под микроскопом было установлено, что эта шерсть, несомненно, мериносовая (рис. 3, 3,4).

В заключение мы приведем табл. 7 распределения по ярусам тканей с саржевым переплетением.
ris20

Тилы тканей Ярусы
28 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
«Обычные» сорт IV и Ш 2 3 4 1 6 4 4 7 5 6 4 1 3 6 4 3 2 1 10 3 1 4 3 2 2 4 1
«Обычные» сорт П и I 1 2 3 4 ] 2 2 1 1 1 1
«В елочку» оорт II и I 1 ] 1
Валяные и крашеные 1 1 2 1  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Обучающие пособия